АНО СЕМЬЯ РОССИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ

Автор: Любовь Звяга, г. Одинцово, Московская область

Всегда любила заниматься музыкой... Родители – педагоги по образованию, с раннего детства присматривались к моим способностям и решили: дочь историка и литератора должна стать педагогом-музыкантом. Сегодня я работаю в студии звукозаписи Московского государственного университета культуры и искусств. По работе я общаюсь с большим количеством замечательных, занимательных, настроенных позитивно творчески студентов. Вот здесь я и делюсь своими знаниями от азов «музыкальной арифметики» – т.е. музыкальной грамоты до «высшей математики в музыке» – полифонии, гармонии, а также истории музыкального театра и музыки – с теми, кто хочет глубоко овладеть опытом мирового культурного наследия прошлого.

Музыкальное воспитание многогранно по своей сути и чтобы в человеке развилась эмоциональная отзывчивость к музыке, понимание и глубокие переживания её содержания необходимо, как минимум, владеть музыкальной грамотой, петь в хоре и уметь импровизировать на любом музыкальном инструменте или голосом. И если какой-то из трёх перечисленных компонентов отсутствует – это становится заметным при общении с теми, кто решил овладеть музыкальными знаниями. Обычно я привожу разные доказательства необходимости этого «музыкального триединства», в том числе и из далёкого прошлого, когда занятия музыкой не уступали по важности занятиям математикой и медициной и являлись священным, гражданским долгом, а человек, не умеющий петь в хоре, считался необразованным. Тогда уже человек знал об оздоровительной силе воздействия музыки – не всей, а определённой. И даже звук, как самостоятельная единица музыки, каждый в отдельности, обладает только ему присущими качествами, влияющими на человека.

За годы педагогической работы я поняла, что процесс наращивания технического мастерства в искусстве сменяется вслушиванием внутрь себя, а кульминационным моментом музыкального воспитания является стремление человека творчески самовыразиться. Это, может быть, к примеру, «прочтение» произведения музыки по-новому, (если это исполнитель) – когда эмоциональная выразительность музыкального языка исполняемой композиции должна отличаться от ранее известных исполнений не в ущерб содержанию произведения. Здесь очень важным представляется наличие у исполнителя художественной оценки и вкуса. Или вот создание песни – «свидетеля и участника истории народа и личности». Часто приходят студенты посоветоваться по поводу созданных ими песен – разных по стилю, содержанию... В одной из бесед студенты просят меня дать оценку написанными ими песен в стиле рэп. Я объясняю, что песня – это, когда есть мелодия. Ведь в музыке мелодия – это мысль. Есть мелодия («автор вдохновенно думал, когда писал») – есть музыкальная мысль. А если нет мелодии, то это не песня, а ритм со стихами. Поэтому больше будем говорить о слове и ритмическом соответствии его аккомпанементу. Ознакомившись с композицией, понимаю, что интенсивный поиск, начатый молодыми людьми, имеет статус романтического протеста против лжи и носит социальный характер. А выбранный стиль – это дань современному течению, являющемуся западной ценностью. Возникает дискуссия, в ходе которой я отчётливо вижу, что выразить своё отношение к происходящим в их жизни событиям другим способом не представляется для них возможным. Почему? Да потому что они уверены, что в русской музыке нет современных форм звукосимволического плана, чтобы выразить их наболевшее внутреннее состояние. Поэтому, рэп – это единственный выход. «Ну не петь же мне рэп-былины, бряцая на гуслях?» – возмущается один из моих собеседников. А я подумала, что это было бы здорово, особенно если сделать «вкусно». И вряд ли тогда можно будет назвать это очередной формой приобщения отечественной культуры к современным западным стандартам. Следующий оппонент приводит другие доказательства: «Ведь и раньше русские композиторы, которые сейчас считаются классиками, начинали свою деятельность с обучения за границей или нанимали педагога оттуда». Разъясняю, что такое взаимообмен, ведущий к обогащению культур и «музыкальный вирус» – натиск низкопробной, с элементами агрессии музыкальной «культуры», которая бьёт по «нижним чакрам», как сейчас модно говорить. Вот «мозги» и получают сигналы для своего развития только оттуда. А после получасового прослушивания такого «музыкального шума» ты о каком-то там мире в его гармоническом единстве и думать забудешь. Вот такая вот может быть сила у музыки... Всегда труднее действительно сделать что-то своё, проще пользоваться раскрученным материалом. Тем паче, что это звучало и звучит ото всюду. Уже целое поколение выросло на этой музыке, которая в больших дозах даже вредна для здоровья.

А тексты, особенно те, которые усиливаются эмоциональной экзальтированностью в исполнении? Категорические императивы типа «это некультурно, нельзя» сейчас не работают. Обращаю внимание ребят на трепетное отношение не только к русскому слову, но и к букве. Большая ответственность – показывать другим умение владеть словом-образом. И если ты решился на создание своей песни – помни об этой ответственности всегда. В ответ – последний аргумент: «А как же движение души? Когда, ну вот пришло оно таким и что? Какое есть – такое и выдаём». Знакомые вопросы... Так это и есть работа над осмыслением и устранением противоречий внутри себя. Кстати, можешь рассказать об этой борьбе в своих произведениях – это будет интересно, если автор правдив. Задумались, приумолкли… А через час в метро вижу ребят в наушниках, из которых несётся на всех окружающих однообразный ритмический шум. И я от всей души желаю им проявить свой талант в атмосфере, которая бы способствовала творческому процессу. А ещё хочу, чтобы они научились гордиться великой русской культурой, потому что понятия культуры и государства неразделимы.

 
 
v_inicnativi