АНО СЕМЬЯ РОССИИ
О ВЕРЕ, ТАЛАНТЕ И ДИНАСТИИ

Автор: Надежда Смирнова, г. Мосальск, Калужская область

Сегодня о трудовых семейных династиях пишут мало и неохотно. Оно и понятно, осталось их не так уж и много. А ведь когда-то Русь славилась именно такими крепкими традициями, когда целые поколения одной семьи становились приверженцами той или иной профессии, будь то кузнецы, хлеборобы, врачи или учителя. Да и то сказать, откуда взяться нынче династиям, когда страну так лихорадило в 90-е годы, что многострадальный русский народ утратил многие традиции, обычаи и нравственные устои. Однако, не зря утверждают, что существует особенная русская душа, которую не понять ни умом, ни сердцем. Именно эта душа и не дала совсем умереть и зачахнуть тем добрым росткам, которые распускались в русских душах испокон века. О тех кто, сохранил, не растерял, а приумножил душевное богатство, пойдёт разговор.

Мосальск – городок небольшой. Население тысяч пять. Крупных промышленных предприятий здесь никогда не было, и местные жители издревле занимались выращиванием скота и растениеводством. Жизнь в городке протекала тихо, однообразно, без больших потрясений. Всего и новостей-то кто родился, женился, да помер. Поэтому и не стремилась оставаться здесь молодёжь. После школы разъезжались по большим городам жить, учиться, работать. А Василий Иванович Маликов, окончив в 1979 году Ленинградский ветеринарный институт, приехал именно сюда. Правда, приехал на родину жены, с которой учились на одном курсе, так ведь считай, приехали в деревню, хотя в то время можно было устроиться куда и получше. Институт они закончили хорошо, и им предлагали остаться в городе на Неве. Сам Василий Иванович из Самарской области, жил в совхозе, и работать после института решил именно в сельской местности. Ещё во время учёбы не раз с женой Верой бывал в Мосальске. Места здесь – дух захватывает. Берёзовые рощи сменяются хвойными лесами, воздух, настоянный на яблоках, зреющих в бесчисленных садах, да горьковатых травах, прозрачен, как хрусталь, а вода в небольших речушках холодна от бьющих в глубине русла родников. Ну как от такой красоты уедешь? Остались. У Веры здесь родители, сестра, на руках малолетняя дочь. Родилась ещё в Ленинграде, в последний год их учёбы. Ну а Василий с головой окунулся в работу. Ветеринарная станция с удовольствием приняла молодых специалистов, выделили жильё – деревянный домик на окраине города. Живи – не хочу!

Хозяйства района в те годы – не чета нынешним. Некоторые колхозы и совхозы до двух тысяч голов скота имели. Всего в районе ветслужба обслуживала 25 тысяч голов только крупного рогатого скота, не считая свиней и овец. И в личных подворьях, почитай, в каждом доме – не только на селе, в городе – полно животных и птицы. Так что работы у Василия было непочатый край. Поначалу бывали и неудачи. Переживал за каждый падёж. Да и как иначе? Не сумел помочь, значит, не хватило знаний, умения. Тогда на помощь приходили специальные книги, справочники, но и советами других специалистов не гнушался. Дома всегда ждали жена с шаловливой дочуркой Машенькой и горячий обед. Так и жил работой, да семьёй. Постепенно приходил опыт. Ну а мастерство и талант ни за какие деньги не купишь. Это от Бога. А Бог наделил Василия таким талантом, что за короткое время сумел он стать одним из уважаемых ветеринарных врачей в районе. Любое животное мог вылечить, определить характер заболевания. Брался и за хирургические методы лечения.

Семья тоже радовала. Машенька ещё пешком под стол ходила, два годочка всего и исполнилось, когда родился сын Иван. Домой с работы летел со всех ног. Радости, неудачи – всё нёс в семью. Знал – жена во всём поддержит, поможет: советом, да лаской. Уже тогда стал серьёзно задумываться о вере в Бога. Воспитывался и рос в безбожное время, но, видимо, в душе жила ещё вложенная предками мысль, что жить без веры в Господа человек не может. Неправильно это. Да и куда же без веры? Сейчас Василий Иванович с виноватой усмешкой вспоминает, насколько тяжелы и неуверенны были первые шаги к Богу. Одолевали сомнения, раздумья, да и окружающие вокруг люди – сплошь неверующие. И опять жена помогла ему окрепнуть в вере. Не зря и имя у неё соответствующее – Вера. Первой пошла в только что открывшийся в городе храм. Каждое слово священника, все, что узнавала из церковных книг, спешила передать мужу. Так пришла к Василию Ивановичу глубокая, осмысленная вера. С тех пор ни одно дело не начинает он без Божественного благословения. Ну а как иначе? Давно известно: без Бога не до порога. Простой укол животному сделать – и то без крестного знамения никак, а уж что посерьёзней, то и вовсе молитву необходимо прочесть. Может быть, поэтому получается всё у Василия Ивановича. И люди к нему и за советом, и за помощью в любое время идут. Знают, не откажет, всё сделает на совесть.

«Жизненные ошибки? Конечно, были, – по-простому отвечает на вопрос Василий Иванович, – особенно по молодости. Поэтому и жалею сейчас, что не сразу уверовал в Господа. Теперь-то знаю, что нельзя без веры, тяжело. Жизнь-то она такая кручёная. Вот и молимся с женой за детей, а теперь и за внуков. С верой намного легче всё переносить: и невзгоды и горести. Да и проблемы легче решаются. Помолимся с верой в сердце, глядишь, всё и управилось, как надо. С верой и живется и работается легче». Поглядывает на жену ласково. С ней по жизни шагается тоже легко. За много лет привык – с плохим, хорошим – сразу к ней. Да и смог ли разве утвердиться в работе, стать знатным специалистом, если бы не жена. Вера Борисовна сама ветврач, понимает, что иначе в их деле нельзя. «Животных я очень люблю, – улыбается Василий Иванович, – да и как без этого ветврачу? А за много лет научился и понимать их. Глянешь в глаза корове, сразу ясно: что-то не то, заболела, матушка». Они с женой и сами полный двор живности какой год держат. Работали, дети забот требовали, а всё успевали. Бог спорости давал, не иначе.

Ребята с малых лет к труду приучены. Знают, как корову подоить и как с телятами управиться. Может быть, поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, то, нисколько не задумываясь, сначала Мария, а потом Иван выбрали профессию ветврача и поступили в Московскую ветеринарную академию имени Скрябина. И оба нашли там свою судьбу. Алексей поступил в академию на год раньше Маши, а уж доучивались вместе, как одна семья. Иван влюбился в однокурсницу – москвичку. Отучился, остался в столице. Нашёл работу, правда, не по специальности. Василий Иванович досадует, что изменил он профессии, да и навыки теряются. А Вера Борисовна благодарит Господа, что сын с невесткой Екатериной в суете городской жизни не растеряли привитую ещё в раннем детстве веру в Бога, стараются жить по Божьим заповедям и родительским заветам. Внук Тимофей – сын Ивана – совсем ещё кроха, а за стол без молитвы не сядет, да и на ночь многие молитовки наизусть знает. Ну а что касается навыков, то как сын их может растерять? Из Москвы приезжает частенько, по хозяйству отцу первый помощник.

Мария с Алексеем академию закончили – и в Мосальск. Алексей тоже местный, мало того, живёт на соседней улице, с Машей со школьной скамьи дружили. Куда ещё ехать, как не в родной город? Место нашлось в ветлаборатории. Алексей – директорствует, а Мария – врач-серолог. Должности ответственные, требуют хороших знаний, внимательности. Молодые специалисты справляются отлично. Ещё бы, когда рядом такой наставник. У них подрастает дочка Лиза. Этой осенью пошла во второй класс. Кроме основной школы, ходит в музыкальную, а по воскресеньям обязательно в воскресную при храме святой Живоначальной Троицы. Да и дома у неё полно обязанностей: корову встретить из стада, уток накормить, кур загнать. В их семье никто сложа руки не сидит, вот и она не отстаёт. Вера Борисовна тоже жизни без любимой профессии не представляет. Сейчас лечебной практикой не занимается, работает ветсанэкспертом.

Две семьи живут вместе. Молодые в своё время не захотели уходить от родителей, а тем это только в радость. Дети рядом – и помощь, и общение. Вот и решили в прошлом году расширить дом. Семья растёт. Маша была уже вторым ребёнком беременная, да невестка Катя прибавления ждёт. С Божьей помощью осилили, надстроили второй этаж, утеплили террасу. Теперь и внукам и правнукам места хватит. А ещё у них есть общее увлечение. У мужчин – сад, у женщин – цветник. Каких только диковинных цветов и растений не встретишь в усадьбе Маликовых! Общими усилиями выкопали небольшой водоём, сделали альпийскую горку. В саду тоже душа отдыхает: среди разнообразных плодовых деревьев и кустарников. Всё лето и осень есть чем полакомиться. Всё, конечно, времени и рук требует, но справляются. Господь и здоровья, и сил даёт.

Василий Иванович в прошлом году отметил полувековой юбилей, но по-прежнему весь в работе. Об отдыхе и не помышляет. Почитай, ни один отпуск отгулять как следует не удаётся. Каждый год ездит на родину. Мать проведать, родственников да старых знакомых навестить. Но больше десяти дней не выдерживает. Посмотрит родные места, и домой. Да и то сказать, за тридцать лет прирос сердцем к Мосальской земле, без здешних пронзительных закатов и рассветов жизни уже не представляет, да и людей знает всех.

Полгода назад у Маликовых родился внук Егорка, Лизин брат. Или, как его иногда по-парадному называют, Георгий. Долгие годы семья посещает Троицкий храм, один из приделов которого освящён в честь святого Великомученика Георгия Победоносца. Так что над именем для малыша долго не раздумывали. Окрестили Георгием, и теперь маленький христианин каждое воскресенье получает Святое Причастие. В церкви ведёт себя на редкость чинно, внимательно разглядывая горящие свечи и лики святых. А вообще он уродился на редкость шустрым и неспокойным. Так что нянчат все вместе. Когда дед не занят, тоже любит повозиться с внуком.

– Конечно, мне бы хотелось, чтобы кто-то из внуков стал ветврачом. Профессия это хорошая, добрая. Она учит любви и состраданию, то есть тому, чего в сегодняшней жизни как раз и не хватает. Вот Егорка. Малыш, можно сказать, с младых ногтей приобщается к профессии. Беспокойный, всё на руках. Вот и путешествует с нами и на огород, и в сад, и сарай к животным. Вырастет, захочет учиться профессии, я буду только рад. И конечно, постараюсь, передам ему все свои знания, вот и не прервётся династия. Для нас с женой лучшего счастья нет.

Егорка будто понял дедушку, звонко и радостно засмеялся.

 
 
v_inicnativi