АНО СЕМЬЯ РОССИИ
История доброго соседства

Авторы:

Пластинина Л.Л., учитель основ православной культуры Воскресной школы Храма Святого Духа,

Гордиевских Н.Н., воспитатель Казённого образовательного  учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар», г. Нефтеюганск

1_copy

(опыт социального партнёрства Храма Святого Духа Нефтеюганского благочиния и детского дома «Светозар» в духовно-нравственном  воспитании).

Самое важное время в жизни человека есть время воспитания, ибо этим временем  решается судьба человека на всю жизнь.

Общая цель современного воспитания – сформировать детей высоконравственными, духовно-богатыми  личностями.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Она обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. А духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию.

Духовно - нравственное воспитание в условиях  учреждения государственной     поддержки  – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного  процесса. Трагедия детей, оставшихся без попечения родителей, состоит  не     в том, что они оказались в детском доме, а в том, что, покидая  его  стены, они выходят в самостоятельную жизнь, не готовые к ней. Традиционная воспитательная система учреждений интернатного типа не дает детям необходимых умений и навыков для адаптации к новым для них условиям жизни.

Характерологические наклонности социальных сирот, обусловленные ранней материнской, социальной, психической депривацией, а также отягощенные наследственностью, не дают им возможности конструктивно адаптироваться в реальном социуме на основе социальной уверенности.  Слабо выражена временная перспектива (преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными.

Коллективный характер воспитания, высокая  степень регламентации жизни детей, отсутствие  «свободных зон развития»- всё это негативно сказывается на личном развитии воспитанников, поэтому при формировании гуманистической воспитательной системы детского дома решались  следующие задачи: сделать систему более открытой, расширить «среду обитания» воспитанников, интегрировать систему во внешнюю среду, установить постоянные и глубокие контакты с социумом.

Дата основания детского дома «Светозар» - 2001 год. Направления деятельности: устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-воспитательные группы, патронатное воспитание, в приёмные семьи.

В настоящее  время в детском доме  «Светозар»   воспитывается 75 детей в возрасте  8 – 18 лет.   В основном, это  «трудные» дети, чаще -  подросткового возраста (они составляют более 63 %), со сложной судьбой, дезадаптированные, со слабой мотивацией  к учёбе и труду, с неустойчивой психикой, требующие огромных усилий в коррекции  поведения.

Решать эти проблемы  помогает многолетнее сотрудничество,  связывающее детский дом и православный Храм Святого Духа.

В  2004 году в детском доме была  разработана воспитательная программа по духовно – нравственному направлению  «Экология души» (автор программы – Рубцова Елена Валентиновна, руководитель Центра духовного развития ребёнка). Цель программы – развитие духовного мира ребёнка через приобщение его к основам духовной культуры. Программный материал подразделяется на 6 блоков воспитательной работы:

- социально-нравственное воспитание;

- нравственно-эстетическое воспитание;

- духовное воспитание;

- духовно- патриотическое воспитание;

- музыкальное воспитание;

- нравственно- трудовое.

Ожидаемый результат работы по программе - хороший уровень воспитанности, который характеризуется  несколькими критериями:

- запас нравственных представлений (нормы поведения в обществе);

- нравственные убеждения (как ребёнок сам воспринимает нравственные нормы, его мотивы поведения, нравственные ценности);

- реальное нравственное поведение как знания и убеждения.

Наставниками данного направления были Краснов Ф.Ю. (директор детского дома), Грибова Л.А. ( заместитель директора по воспитательной работе).

В январе 2005 года руководители детского дома обратились к  настоятелю храма Святого Духа  протоиерею Николаю Матвийчуку с просьбой об открытии «Театрального содружества». В кукольный театр при Воскресной школе (руководитель – Манина Наталья Ивановна) влился маленький коллектив воспитанников детского дома из 8 человек, желающих заниматься на добровольной  основе.

В стенах Воскресной школы  дети постигали актёрское мастерство, сценическое движение, шаг за шагом отшлифовывали театральные действия, а также знакомились и общались с ровесниками – прихожанами, проявляя интерес к Закону Божиему. Вместе с понятием о Законе Божием дети познавали  учение  о таинствах веры и правилах  христианской  жизни.

Посещая храм, театральные занятия, кружки «Бисероплетение», «ИЗО»,  детский  вокальный ансамбль «Родничок», дети попадали в благодатную, исцеляющую, уютную среду, встречая любовь, заботу, великодушие православных христиан.

Росло число учащихся Воскресной школы:

2006 год – 8 учащихся;

2007 год – 16 учащихся;

2008 год – 27 учащихся;

2009-  2013 годы – 28 учащихся.

Воспитанники посещали  Воскресную школу и  с большим удовольствием и желанием работали и отдыхали в православном лагере «Радуга».

Воспитательная  работа в лагере была  направлена на развитие у детей трудовых навыков, любви к животному  и растительному миру. День за днём воспитанники привыкали к трудовым поручениям в лагере. Это было для наших детей нелегко. Шла постоянная борьба с леностью,  упрямством, непослушанием. Сколько у них было радости на душе, когда они  старались преодолевать  свои пороки  в течение дня!

Наши воспитанники  принимали  деятельное   участие в строительстве снежных фигур на территории храма, участвовали  в городском   представлении «Рождество Христово», в  великий праздничный день  «Крещение» погружались в Иордан вместе с воспитателями.

Проникаясь истоками православия, дети осознанно подходили к таинству крещения.  За время тесного взаимодействия с православным Храмом Святого Духа приняли таинство Крещения более 50 воспитанников.

В 2007 году воспитатель Надина Мария Ильинична приступила к реализации программы по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». Цель программы - духовно-нравственное воспитание личности на основе изучения  традиций православных праздников.

Направления работы:

Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и  назидательные,  прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию,  труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Для дос­тижения высокого  уровня результатов особое значение имело взаимодействие воспитанников  со своими  наставниками  как значимыми для них  носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта:  это  учителя Воскресной школы, представите­ли духовенства и различных социальных субъектов за пределами образо­вательного учреждения, в открытой общественной среде. Православная группа Надиной Марии Ильиничны в содружестве с воспитателями Власовой Аллой Владимировной, Байгушевой Светланой Анатольевной, Ткаличевой Мариной Леонидовной  добилась прекрасных результатов: 8 воспитанников группы успешно окончили Воскресную школу.

В 2008 – 2009 годах в стенах детского дома приступили к реализации программ духовно-нравственного направления воспитатели Бакирова Венера Рамильевна, Кондратенко Люся Тимуровна, Товстюк Ирина Александровна, Куриенко Лариса Валерьевна. К их содружеству примкнули воспитатели Челпаченко Елена Владимировна, Геворкян Мариетта Хигаровна, Кунаева Светлана Семёновна, Пашкаева Надежда Николаевна, Бездетнова Оксана Дмитриевна, Сарайкина Ирина Петровна, Пустоварова Любовь Николаевна, педагоги дополнительного образования Моисеенко Ирина Петровна, Гайчук Надежда Петровна,  Приемченко Галина Владимировна. Многие из воспитателей стали крестными мамами. Крестными родителями стали и прихожане Храма Святого Духа.

Воспитатели вели  целенаправленную работу по приобщению воспитанников к традициям православной культуры: в содружестве с коллективом Воскресной школы проводили  праздники «Рождество Христово», «Пасха», «Вербное воскресение», беседы духовно-нравственной тематики.

В 2012 году между Храмом и администрацией Детского дома заключено Соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. Второй год, принося благодатные плоды, оно идёт по направлениям: духовное просвещение (уроки благочестия в стенах  детского дома), духовное единение (организация совместных праздников, следование православным традициям, участие в церковных таинствах), духовное соработничество (участие в просветительских мероприятиях Прихода и благочиния; ежегодное участие в мероприятиях Регионального фестиваля «Пасха Красная», Региональных Рождественских образовательных чтениях). Учителя Воскресной школы Лыкова Е.М., Манина Н.И., Пластинина Л.Л., представители «Сибири молодой православной» - организаторы деятельности  в этом направлении.

Социально-полезная деятельность как одно из наиважнейших условий социальной адаптации воспитанников нашла отражение в реализации  мероприятий социального проекта  «От сердца – к сердцу», курируемого сестричеством прихода: это и повседневная помощь ветеранам города, и поздравление их  с православными праздниками, и совместный труд на скиту, и участие в городских благотворительных ярмарках.

В течение года воспитанники работали над проектом  «Память», цель которого – составление электронной энциклопедии «Страницы  славы» (срок реализации проекта – 5 лет).

При анализе итогов работы групп по духовно-нравственному воспитанию выявлены положительные  результаты: повысилась успеваемость большинства воспитанников, дети проявляют  милосердие, отмечается их общественная активность. Направленность интересов  нацелена на учебную, трудовую, художественно-эстетическую деятельность, на толерантные взаимоотношения. Не случаен тот факт, что в приёмные семьи определены подавляющее большинство детей, прошедших учёбу в стенах Воскресной школы нашего Прихода.

Православная вера учит  воспитанников  быть милосердными. Она даёт  рекомендации,  следуя которым они действительно могут  стать добрыми, а значит, счастливыми людьми, создающими вокруг себя поле  доброжелательности.   Наша общая задача – посеять золотые зёрнышки веры, надежды, любви, чтобы потом дети сами смогли взрастить себя  хорошими людьми, достойными гражданами славного Отечества.   Дорога к  Храму  Святого Духа  -  путь спасения детей.

img18396839

 
 
v_inicnativi