АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Русская школа и воспитание гражданина Росси

Автор: ТРОИЦКИЙ Всеволод Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, академик Российской народной академии наук, гл. научный сотрудник института мировой литературы им. А.М.Горького РАН

«Истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии

разума и нравственного чувства, на согласовании европейского

образования с национальной самобытностью».

(В. О. Ключевский)

Самостоятельным и свободным может быть только государство, владеющее высоким уровнем образования и культуры. Таковы непременные условия возрождения независимой, защищенной и процветающей России.

Задача современной отечественной школы – формирование соборной личности, обладающей основами мировоззрения, при определяющем значении духовных ценностей. Личности, способной к полнокровной духовно-практической деятельности, имеющей достойный потенциал духовного, нравственного, научно-практического опыта, а также – национально-государственного и патриотического самосознания. Человека, обладающего системой основополагающих знаний по предметам школьного курса и способного при желании без репетиторов поступить в вуз. И главное – личности, достойной носить звание гражданина великой России.

Отсюда и цель: возродить русскую национальную школу, способную дать развитие русскому самосознанию, обеспечив будущее своего народа как самобытного, равноправного и достойного участника всечеловеческого земного бытия. Знание России – основа нашего школьного дела. Три предмета как три столпа образования составляют его: русский язык, российская история и отечественная литература. Основою же их восприятия должна быть духовность. Однако здесь не все еще сказано. Именно: это – русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это – российская история, проникнутая любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; это – русская литература, рассмотренная, поданная с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.

При этом необходимо подчеркнуть: язык – не только орудие национального и межнационального общения, но сосредоточенный в слове духовный и практический опыт народа и как бы ключ к этому опыту, способ человеческого освоения материального мира и духовной действительности. Мы обязаны знать: одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых. Всякое зло исходит от неясного и лживого слова. Грех произносить слова, чуждые чувству и душе своей. Законом должно стать: «не помысли слова, ведущего к злу». Нет ничего глубже родного слова, и не следует охотиться за чужими словами: всегда есть нужное слово в родной нашей речи. Слово – единственный путь и средство получения образования. Язык – основное средоточие духовного и вещественного опыта поколений и одновременно – основа культуры. Вот почему именно филология, направляющая основное содержание уроков словесности, способствует созреванию умственных и духовных сил школьников, приобщает их через слово к зримой, вещественно ощутимой красоте мира, подвигает к высоким чувствам благоговения и восхищения перед природой, перед человеческим в человеке, способствует формированию любви к ближнему, к семье, к своему Отечеству и народу. Все это имеет прямое отношение к определенным качествам личности, формированию которых должна способствовать школа.

Образованность заключается в объеме информации, позволяющем правильно мыслить в пределах современной системы представлений, рассуждать, обладая неизменным стремлением ко благу, и способствовать по преимуществу предусматривать последствия своих действий, а также – в наличии знаний, которые складываются в цельную и корректную картину окружающего мира. Уровень образованности может быть различным.

Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями, т. е. вести себя, относясь к людям со вниманием, пониманием и сочувствием, нести отечеству дань ответственной любви.

Духовность предполагает способность к самоценному, бескорыстному стремлению к Высшим началам, к абсолютной истине, добру, красоте, постоянное осуществление такого стремления в практической жизни, наконец – осознание его как выражающего сущность человеческого в человеке.

Естественное преимущество каждого свободного человека – иметь национальное достоинство, национальное самосознание, основанное на национальной истории, на богатом духовном опыте его народа, т. е. быть личностью. «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, – писал И. А. Ильин, – что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого изучения мудрости и силы… Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы».

Великая ответственность ложится на учителей, они должны быть носителями национального сознания, чувствовать и от всего сердца любить страну, народ, людей, которых они воспитывают, искренне и сокровенно приобщать их к истокам родного национального духа, чтобы затем двигаться к восприятию духовных ценностей других народов. Нам нужен интеллигентный учитель, которого отличает опора на духовность, глубокое уважение ко всякому созидательному труду и глубочайшее уважение ко всякой человеческой мысли и знанию, если оно – плод раздумий и гуманных убеждений. Нам нужен высокообразованный учитель. Необходима разносторонняя образованность педагогов. Ни один учитель, будь то математик или биолог, не должен получать диплома без удовлетворительной оценки по обязательному курсу «Культура речи», без зачета по дисциплинам: «этика общения», «логика», «основы духовности». Нравственный авторитет учителя, максимальная его принципиальность в вопросах нравственности, справедливая и безусловная требовательность к учащимся, искренняя доброжелательность – необходимые условия для воспитания у школьников таких качеств как совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга. И здесь едва ли не первое место занимает семья. Русская школа должна начинаться с русской семьи. Это семья – не просто союз двух россиян, но союз освещенный, проникнутый духовными традициями. Добрая русская семья испокон века складывалась как соборная общность. Люди, сопричастные традиционному укладу жизни, родным обычаям и отеческой вере, воссоединялись и освящались ею. Да и судьба человека мыслилась на Руси неразрывно с семейным его бытием. Здесь был храм рода, малая церковь, «духовный очаг». Семья – основа родового строительства нации, и «первичное лоно человеческой культуры», и «живая лаборатория человеческих судеб», и школа «духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции» (И. Ильин), и институт первоначального воспитания любви, соборности, единения и общежития, авторитета и дисциплины. Становится очевидной необходимость возрождения добрых семейных, национальных, религиозно-этических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и кончая сознанием глубокой ответственности перед Родиной и органическим восприятием гуманистических обязанностей.

Задача школы – выпестовать самобытные личности, т.е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. России нужен человек, одухотворенный идеалами добра и сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять.

 
 
v_inicnativi