АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Костромские ученики преподобного Сергия
10.04.2014 22:05

_2

2014 год объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Годом 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Много просветительских мероприятий, приуроченных к знаменательной дате, уже проводится в епархиях Русской Православной Церкви, но основные Юбилейные празднества состоятся 18 июля 2014 года, когда десятки (а, возможно, и сотни) крестных ходов со всех отдаленных уголков России стекутся в июле к святой обители Преподобного – в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Около сотни учеников и последователей Игумена Земли Русской, известных православному миру спустя столетия, основали в свое время в различных русских княжествах Божии обители. Многие из них сохранились и по сей день.  Сотрудники автономной некоммерческой организации «Семья России» с течение нескольких весенних благовещенских дней объезжали действующие монастыри Костромской епархии РПЦ, которые основали прямые ученики преподобного Сергия Радонежского: преподобный Авраамий Чухломский, преподобный Иаков Железноборовский, преподобный Макарий Писемский, преподобный Пахомий Нерехтский, преподобный Никита Костромской, преподобный Макарий Унженский. С большим молитвенным усердием обратились к великим угодникам Божиим Галина Григорьевна Алексеева, Татьяна Валентиновна Дормидонтова, Ольга Шипилина с просьбой оказать содействие в возведении на Костромской земле памятника-мемориала «Родительское благословение» как зримый образ восстановления добрых семейных традиций в духовно пробуждающемся  российском обществе.

 

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

Год основания –  1350


Основатель Свято-Покровского монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы. Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино. В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление». При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.

Святыни монастыря:

– святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;

– старинный покров с раки мощей преподобного;

– колодец, ископанный основателем монастыря.

 

Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь

Основан в конце XIV века


Основатель Спасо-Преображенского монастыря преподобный Макарий принадлежал к роду костромских бояр Писемских. Еще в молодости он ушел в обитель преподобного Сергия и был пострижен радонежским игуменом в монашество; желая пустыннической жизни, преподобный Макарий по благословению аввы Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу речки Письмы (место его кельи находится в 1 километре от основанной позднее обители и известно как «старая пустынь преподобного Макария»). Вскоре на Письму пришел другой ученик «игумена земли Русской» преподобный Павел Обнорский. Святые подвизались вместе два десятилетия; затем преподобный Павел ушел на реку Обнору, где впоследствии основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь, а преподобный Макарий и собравшиеся к нему сподвижники в конце XIV века положили начало новой обители, воздвигнув в ней деревянный храм в честь Преображения Господня. Здесь, в монастыре, святой Макарий преставился ко Господу и был погребен (предположительно в конце первой четверти XV столетия). Уже в XV веке обитель на Письме стали именовать «Макариевой пустынью». В середине XVI века монастырь утратил самостоятельность и был приписан к находившейся в нескольких десятках верст от него Павло-Обнорской обители. Вскоре после 1721 года монастырь на Письме был упразднен и обращен в приходскую церковь, стал погостом.

В 1951 году местные власти прекратили доступ верующих к святым мощам преподобного Макария: входы в деревянный Преображенский храм и в его подклет, где находилась гробница, были заколочены. Долгое время здесь не было постоянного священника, остававшийся действующим каменный храм неоднократно подвергался угрозе закрытия. Лишь в 1971 году на Письму прибыл священник Михаил Беляев – уроженец Буйского района, ветеран Великой Отечественной войны, в 1949–1956 годах по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в казахстанских и сибирских лагерях. Попечением отца Михаила богослужебная жизнь на погосте продолжалась, однако местные деревни постепенно исчезали, прихожан становилось все меньше и меньше. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель. 1 ноября 1998 года деревянный Преображенский храм, закрытый в 1951 году и восстановленный сестрами обители, был освящен во имя преподобного Макария Писемского. Возродился и колодец близ храма, ископанный самим основателем обители. В 2000 году в монастыре построен новый деревянный храм во имя благоверного великого князя Александра Невского и праведной Ангелины Сербской.

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Макария Писемского;

- посох преподобного Макария;

- колодец, ископанный святым Макарием.

 

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь

Год основания – 1390


Основатель Свято-Предтеченской обители преподобный Иаков Железноборовский происходил из семьи галичских бояр Аносовых. После смерти родителей он поступил в монастырь преподобного Сергия Радонежского и принял монашеский постриг от руки самого «игумена земли Русской». Испросив у аввы Сергия благословение на возвращение в родные места, преподобный поселился в уединении вблизи села Железный Борок; такое название объяснялось тем, что рядом с селом находился огромный бор с залежами железной руды, которую издавна добывали местные жители. Около двух десятилетий святой Иаков подвизался в одиночестве, затем к нему стала собираться братия. Около 1390 года, построив небольшую деревянную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобный положил начало новому монастырю. Отошедший ко Господу 11 апреля 1442 года, угодник Божий был погребен в стенах основанной им обители. Учеником и сподвижником преподобного Иакова был преподобный Иаков Брылеевский – основатель Брылеевской пустыни, располагавшейся в нескольких верстах от Железноборовского монастыря.

После официального упразднения Иаково-Железноборовского монастыря в 1919 году он до 1927 года фактически продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1927 году обитель была окончательно закрыта. Тогда же состоялось вскрытие святых мощей преподобного Иакова, однако гробница в Богородице-Рождественском храме оказалась пустой. По свидетельствам последних насельников обители, мощи были заранее перепрятаны – чтобы избежать поругания при вскрытии – и поныне находятся где-то на территории монастыря. В 1995 году началось возрождение Иаково-Железноборовской обители, заброшенные храмы которой к тому времени находились в аварийном состоянии. Здесь было открыто подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря, начались восстановительные работы в Богородице-Рождественском храме. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь был воссоздан как самостоятельная обитель.

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Иакова Железноборовского.

 

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь

Основан во второй половине XIV века


Основателем Троице-Сыпановой обители был преподобный Пахомий Нерехтский, сын священника из города Владимира, ученик преподобного Сергия Радонежского. Приняв монашеский постриг во владимирском Богородице-Рождественском монастыре, преподобный был затем поставлен святителем Алексием, митрополитом Московским, во игумена Константино-Еленинской обители близ Владимира. Устроив иноческую жизнь в новой обители, святой Пахомий покинул ее в стремлении к пустынному житию и поселился на берегу реки Солоницы при впадении в нее речки Гридевки, вблизи селения Нерехта на месте, издревле именовавшемся Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный построил здесь деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; для собиравшихся к угоднику Божию сподвижников были устроены братские кельи, для богомольцев – гостиница, в которой сам игумен Пахомий усердно прислуживал паломникам. Для нового храма Преподобный написал икону Пресвятой Троицы. Под горкой, на которой располагалась обитель, по молитвам сыпановского старца появился святой источник. 21 марта 1384 года преподобный Пахомий мирно отошел ко Господу и был погребен в воздвигнутом им Троицком храме. В 1675–1676 годах на месте деревянного храма был возведен каменный, также Троицкий; при раскопках под алтарем прежней церкви 6 мая 1675 года были обретены святые мощи преподобного Пахомия, которые оставили почивать под спудом в устроенном при новом храме Пахомиевом приделе.

В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм, но несмотря на упразднение обители, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия, хранили ее древние традиции. Главное празднование сыпановскому старцу совершалось 15 мая (по старому стилю) – в день памяти его небесного покровителя преподобного Пахомия Великого. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая Сыпаново, трижды спускались и поднимались по монастырской горе – «святой горке»  – от обители к святому источнику, творя молитву преподобному. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 декабря 1992 года Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был возрожден как женская обитель. 17 февраля 1993 года администрация Костромской области передала бывший Пахомиев монастырь Костромской епархии. В настоящее время Троицкий храм восстановлен и благоукрашен, в монастыре построены новый сестринский корпус и богадельня. К обители приписаны Никольская часовня на Молочной горе в Костроме и Владимирский собор города Нерехты – до XVIII века главный храм упраздненного в 1764 году Богородицкого Владимирского Сретенского женского монастыря. Главная святыня прежней Владимирской обители, чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери, с 2005 года пребывает в Троицком храме Пахомиево-Нерехтского монастыря и приносится во Владимирский собор на богослужения. При Троице-Сыпановом монастыре действуют подсобное хозяйство (ферма), богадельня и приют для девочек-сирот во имя святителя Алексия, митрополита Московского.

Святыни монастыря:

–святые мощи преподобного Пахомия Нерехтского;

–чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы;

–святой источник преподобного Пахомия.

 

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Основан в первой половине XV века


Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (не случайно в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским). Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559–1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни монастыря:

– чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;

– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);

– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

 

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь

Основан в первой половине XIV века


Основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. Еще юношей он принял монашеский постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем основал Богоявленскую обитель при реке Лух, на северной границе Нижегородского княжества. Перейдя на берега Волги, преподобный возле озера Желтые Воды создал еще один монастырь – Троицкий Желтоводский. В 1439 году из-за нашествия казанских татар святой Макарий вынужден был покинуть свою обитель; отправившись вверх по течению Волги, преподобный и его спутники дошли до реки Унжи. На ее берегу в двадцати верстах от города Унжи преподобный Макарий поселился вместе с двумя учениками-иноками и прожил здесь пять лет до своей блаженной кончины в 1444 году. На месте подвигов святого вскоре после его преставления ко Господу был основан мужской монастырь, посвященный Живоначальной Троице; со временем за ним утвердилось именование Троицкого Макариево-Унженского. Небольшая обитель с деревянными храмами – в одном из которых, посвященном преподобному Макарию, почивали святые мощи унженского старца – до XVII столетия была малоизвестна. Ее возвышение связано с событиями Смутного времени и именем первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича.

По свидетельству монастырских рукописей, в конце 1612 года Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа совершили паломничество в Макариево-Унженский монастырь ко святым мощам преподобного, у которых молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета – отца будущего царя. В 1619 году митрополит Филарет вернулся в Москву и был поставлен Патриархом Московским и всея Руси; сразу же после этого совершилось прославление преподобного Макария в лике общерусски чтимых святых, а царь Михаил с матерью отправились в новое – благодарственное – паломничество на Унжу и посетили Макариеву обитель в октябре 1619 года. В 1919 году монастырь был закрыт революционными властями, его братию изгнали – но монахи, оставшись в городе и соседних селениях, продолжали совершать богослужения в храмах обители. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь, а в декабре 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. Святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, в стенах обители разместились машинно-тракторная станция и склады зерна. Тогда же бесследно исчезла чудотворная Макарьевская икона Божией Матери. В 1989 году святые мощи унженского подвижника были обнаружены в запасниках краеведческого музея города Юрьевца (Ивановская область); 14 мая 1990 года состоялась их передача Костромской епархии. Сначала мощи пребывали в Воскресенском соборе на Нижней Дебре (город Кострома), в августе 1991 года их перенесли в приходской Макариевский храм города Макарьева. 16 июля 1993 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженская обитель была возрождена как женский монастырь, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. В августе 1994 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил первый возрожденный монастырский храм – Макариевскую церковь. В 1995 году в обитель из городского приходского храма перенесли святые мощи преподобного Макария; здесь они пребывают и поныне.

Святыни монастыря:

– святые мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского;

– список с чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери;

– святой источник преподобного Макария.

 
 
72936936
images
iva_verba
01_copy
2015Nature___Seasons___Spring_Grass_makes_its_way_from_under_the_white_snow_099393_29
depositphotos_65778177-stock-photo-forest-river-with-snow-at

7d672435e061a2c340dd53969a8