АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Светильник веры православной
26.12.2015 23:20

hghxghjx

23 декабря мы празднуем память святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Святитель происходил из знатного, казацкого, помещичьего рода и родился в самый день праздника Рождества Богородицы, в 1705 году от благочестивых родителей Андрея и Марии Горленко. По особому промыслу Божию семья Горленко оказалась в опале у вышестоящей гражданской власти и благодаря этому постоянно терпела скорби, унижения, поношения и материальные недостатки. Страдания семьи глубоко залегли в детском впечатлительном сердце, и будущий святитель с ранних лет понял призрачность и обманчивость земной жизни и старался искать утешения и помощи только в молитве. Тихий, скромный, впечатлительный, он, избегая детских игр и увеселений, всегда прибегал к молитве и в ней находил для себя полное удовлетворение и отраду. Молитва стала потребностью его чистой детской души. Учеба в Киевской Духовной Академии укрепила его благочестивую настроенность и он в двадцатилетнем возрасте принял иноческий, а через два года и монашеский постриг. После окончания Академии отец Иоасаф был оставлен в ней преподавателем, затем последовательно был членом Киевской духовной консистории, настоятелем Преображенского монастыря в городе Лубны, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 1748 году он был рукоположен во епископа Белгородского, и всей силой любящей души отдался тяжелому архипастырскому служению. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения. С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не видят бо, что творят». «В образе сем, – сказал владыка сопровождавшему его благочинному, – преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году

Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, пред великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием (денег и одежды). Все дела милосердия святой Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Вся жизнь святителя Иоасафа была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость святителя Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь.

Чувствуя приближение смерти, он пособоровался, исповедовался, причастился Святых Таин и мирно отошел ко Господу 10 декабря 1754 года. Два с половиной месяца после блаженной кончины святителя Иоасафа Белгородского честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя. Спустя 2 года по погребении святого Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

Но только в 1911 году, через сто пятьдесят шесть лет после кончины, святитель был причислен к лику святых. Инициатором канонизации святителя Иоасафа был император Николай II. После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, император поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее, все это тянулось до 1910 года, пока не была создана специальная комиссия. Когда произошло второе обретение мощей, то мощи святителя были перенесены в Спасо-Преображенский собор, а затем в Белгород в Преображенский собор, где и находились до 2011 года, пока не были перенесены в «пещерку». Известно, что «пещерка святителя Иоасафа», в которой сто пятьдесят шесть лет находились его нетленные мощи (с 1754 года до момента канонизации – до 1911 года), была засыпана и утрачена в конце 1920-х годов, когда снесли монастырь и началась застройка этого места. В 2010 году усилиями и трудами белгородских краеведов во время археологических раскопок она была найдена. В 2011 году рядом с пещеркой была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор. К 100-летию со дня прославления святые мощи свт. Иоасафа были вновь перенесены в место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка». Теперь каждый паломник может побывать в пещерке и помолиться возле ее древних стен.

 
 
72936936
images
iva_verba
01_copy
2015Nature___Seasons___Spring_Grass_makes_its_way_from_under_the_white_snow_099393_29
depositphotos_65778177-stock-photo-forest-river-with-snow-at

7d672435e061a2c340dd53969a8