О ДОБРОТЕ
Чтобы оценить доброту и постигнуть её культурное
значение, надо непременно самому испытать её: надо воспринять луч чужой доброты
и пожить в нем и надо почувствовать, как луч моей доброты овладевает сердцем,
словом и делами моей жизни и обновляет её. Но, может быть, ещё поучительнее
испытать чужую недоброту в её предельном выражении – вражды, злобы, ненависти и
презрения, испытать её длительно, всесторонне, как систему жизни, как
безнадёжную, пожизненную атмосферу бытия. Это-то, по-видимому, и дано
человечеству двадцатого века в отрезвление, умудрение и обновление… Великое
счастье – испытать чужую подлинную доброту, поверить ей, довериться ей и не
обмануться… Она всегда приходит «незаслуженно», «сверхсметно»: иногда на зов,
иногда без зова; не по обязанности, не в силу долга, но как дар, дающийся по
собственному почину, без возврата, без ответного дара и возмещения: «ни за что
ни про что»… И тогда она невольно вызывает в душе вопрос: «неужели вправду?
неужели это возможно? неужели есть в мире и такая стихия? и если есть, то
почему же мы все не участвуем в ней и не наслаждаемся ею?» Ведь это – совсем
иная, совсем новая жизнь, настоящая, радостная, светлая; и после неё, без неё –
всё кажется сумеречным, печальным, ошибочным, жёстким и едва выносимым… Чужая
доброта – это сразу зов, и обещание, и исполнение обещанного: предчувствие
чего-то большого, чему даже не сразу верится; теплота, от которой сердце
согревается и приходит в ответное движение: ибо в нем сразу просыпаются –
смущение и благодарность, и любовь, и новая очевидность, удостоверяющая нас в
мирообъемлющей стихии Евангельского обетования…
Человек, раз испытавший это, не может не ответить
(рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою, своим лучом, как бы
«посылаемым» в мир, «участвующим» и «связующим». И ответ этот взойдет из него
тем раньше, тем увереннее и тем плодотворнее, чем меньше он будет в плену у
каменеющего ожесточения и у ложного стыда.
Это есть великое счастье – почувствовать в своем
сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек
находит в себе свое «лучшее», пение своего сердца, преображение своего
инстинкта: раскрывается его последняя глубина, преодолевается его одиночество,
расширяется объем его самочувствия до пределов живущего и страдающего мира.
Забывается «я» и «свое»; исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною».
И для вражды и ненависти не остается места в душе.
Жизнь человечества, утратившего доброту, была бы
подобна страшному, нескончаемому сновидению. Вот как эта жизнь предносилась
великому греческому мыслителю Анаксимандру.
В неизмеримом мировом пространстве идет жестокая
борьба; и конца ей не видно из «Беспредельного»,– предвечного и таинственного
лона всех вещей непрестанно выделяются все новые единичные существа; и каждое из
них желает себе всего, стремится ко всему и добивается единой и исключительной
власти. Ранее, когда каждое из этих существ «почивало», растворенное в
Беспредельном, когда ни одного из них «о себе» не было, они все пребывали в
единстве и, не выделенные из Единого-Беспредельного, были «всем и во всем». Но
потом каждое из них, просыпаясь к самостоятельной жизни (вступая в «процесс
индивидуации»), выделялось и становилось отдельным существом «о себе»,
единичным и ограниченным, а первоначальное блаженное состояние в Беспредельном
утрачивалось. Но возможно ли забыть раз испытанное блаженство? Возможно ли не
желать его возвращения и восстановления?.. и вот, каждое из них желает этого
утраченного блаженства, добивается его – само по себе и для себя, не понимая,
что оно доступно только Богу и достижимо только в Боге… Отсюда – эта всеобщая,
безнадежная борьба.
Каждое из
этих существ утверждает себя в своей единичности и ограниченности и в то же
время посягает на «все» и требует себе «всего». И все мешают всем. И каждый
видит вокруг себя одних врагов. И потому все предаются соперничеству и зависти:
все претендуют, нападают, суетятся и кипят во вражде; все куда-то стремятся,
раздраженные, озлобленные, ненавидят друг друга и радуются чужой неудаче. Никто
не хочет воздержаться и уступить; каждый желает завладеть всем и «поглотить»
все; и ни один не понимает, что именно его притязание на все исключает других,
отвергает их и делает его собственную цель неосуществимою. Борьба ожесточается
потому, что все борются за невозможное; и чем упорнее борьба, тем невозможнее
достижение. И каждый буйствует до тех пор, пока не истощатся его силы, пока он
не погибнет, так и не поняв своей трагической ошибки. Погибая же, он теряет
свое индивидуальное обличие, перестает быть единичным и ограниченным и
растворяется в Лоне Беспредельного. Только после этого все они могут обрести в
Боге полноту бытия и утраченное блаженство… А в это время из общего Лона всех
вещей выделяются все новые и новые существа и начинают ту же отчаянную и
безысходную борьбу…
В истории
человечества бывают такие периоды, когда это мрачное видение кажется верным
отображением действительного мира и человеческой судьбы: эта безнадежная борьба
частей ради завладения целым, это неутолимое посягательство, эта жажда власти и
объема, эта упорная всеобщая вражда, эта обреченность слепоты… И тогда мы
начинаем искать исхода и спасения, и верное решение проблемы не в «роковом
возмездии», провозглашенном у Анаксимандра, и не в «добровольном самоугашении»,
проповеданном Буддою, но в любовной доброте, завещанной нам Христом, Сыном
Божиим.
Индивидуальное
обличие дается нам не слепым роком и возникает не по нашему произволению; а
возмездие за творимую неправду, сколь бы ни казалось оно «справедливым» – не
осмысливает трагедию и не дает ей творческого разрешения. Что же касается
добровольного ухода в Нирвану, в ее безгрешное и чистое блаженство,
предносившееся Будде, то этот уход явился бы отказом от возложенного на нас
жизненного бремени, от борьбы за мир и от живой любви. Даруемое нам индивидуальное
обличие есть духовная миссия, а не «недоразумение», которое мы имеем право
погасить; оно таит в себе некий высший смысл и творческое задание, и мы не
вправе уклониться от него и искать спасение в бегстве…
Напротив, это
бремя надо принять и понести. Человек должен изжить свое индивидуальное обличие
в достойном и прекрасном осуществлении. А это дается только любовной доброте.
Человек
христианской доброты не может и не хочет участвовать в этой посягающей борьбе
всех против всех. Все это завистливое состязание, вся эта ненавистная суетня,
вся эта жадность и злоба – невыносимы для него: он не «требует всего», он не
видит в людях врагов и соперников, у него нет для этого ни алчности, ни
самомнения, и он отходит от этого хаоса с огорчением и болью, может быть, даже
с отвращением… У него нет ни способности, ни потребности жить вечным
отрицанием, угрожать во всех направлениях, нападать на других, лишать их всего
и толкать их в погибель; или, по слову Леонардо да Винчи, «жить на счет гибели
других». Ненависть угасает от живой доброты, зависть совсем и не зарождается;
жажды мести не возникает. Любовь не способна наслаждаться ни коварством, ни
интригою, ни насилием; она не произволяет, не посягает и не сутяжничает.
Доброта ищет мира и добивается его искренним «благоволением»; а при виде
всеобщей мировой вражды и свары она испытывает только горе.
Не зная, как
помочь этому бедствию, этой слепоте и жадности, доброта отвертывается от них и
прислушивается к новому порядку вещей. Она помнит утраченное блаженное единство
в Боге и мечтает о нем, как о Царстве Божием на земле. Оно предносится ей – то
в виде незримой духовной ткани, сокровенно объединяющей вселенную; то в виде
осуществленного на земле «вечного мира»; то в виде мировой «симфонии», поющей
осанну вместе с Шиллером и Бетховеном; то в образе звездного неба, блюдущего в
тишине свое дивное равновесие. Благостное сердце живет предчувствием, подобным
воспоминанию, или воспоминанием, подобным пророческому обетованию: предвечное
блаженство не утрачено навек, оно живет в нас в виде прозревающей надежды, ибо
великое всеединство мира и людей угодно Господу, оно задано нам всем к
осуществлению и мы призваны помышлять о нем и трудиться над ним – всю жизнь,
вопреки всем трудностям и видимостям.
Из этого
завета и предчувствия исходит христианская доброта. Она видит и множество, и
смятение, и непримиримость, и раны, и разрывы, и пропасти – и ищет для них
целения. А черствость и злоба, напротив, живут этими разрывами, бередят эти
раны и предаются этой непримиримости. Злые люди пребывают в ожесточении и
слепоте и ничего не знают о препорученной человеку сокровенной ткани Царства
Божия…
Когда мы
смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них благостный
свет, приемлющий, сочувствующий и согревающий. В них нет подозрительности и
суда, нет жесткости и отталкивания. В них участливый вопрос о нашем жизненном
бремени страдании. Мы видим не острый, пронзительный луч допрашивающей и
требовательной души, но ласковое сияние как бы из окна родного дома. Это
трогает и утешает, примиряет, успокаивает и облегчает. И мы с изумлением
спрашиваем себя, как это возможно, что далекое сразу кажется близким, а чужое –
родным? Как возможна любовь к незнаемому человеку? Как может столь необычайное
и маловероятное осуществиться воочию?
Сердце,
живущее добротою, излучает в мир через свой ласковый взор творческое и
неисчерпаемое «да». Ибо доброта есть как бы открытая дверь, вечное
гостеприимство, братский прием. Чувствилище доброй души открыто миру; оно
готово как бы выйти из себя и уйти в другого. Добрый человек – брат всей твари.
Он как бы помнит первоначальное всеобщее единство, совместное происхождение из
единого всеблагого источника, от всеблагого и всемогущего Господа; он как бы
чувствует в себе жизнь и обращение всеединой крови мира, вопреки тому, что
«естество человеческое», по слову Василия Великого, является «расторгнутым и на
тысячи частей рассеченным»… Дверь, ведущая в дом его души, открыта: она ведет в
тот великий Отчий Дом, где «много обитателей» (Иоанн. 14,2); по-видимому, мы
все пребывали в этом Лоне до совершения времен; и это Лоно обещает нам, по
совершении времен,– избавление, приют и покой. И вот, живая доброта излучает
свет этого всеединого Лона, свет любви, приятия, благожелательства и духовного
родства. Она уже осуществляет всеобщее воссоединение. А мы, озаренные и
согретые этим светом, изумляемся, за что нам дается это утешение? Ибо мы смутно
чувствуем, что мы ничем не могли «заслужить» эту доброту и эту любовь…
Такая
сердечная доброта человека есть излучающаяся благость Самого Создателя, верно
воспринятая и передаваемая в мир. А Божия Благодать не ищет заслуг, но изливает
себя «на праведных и неправедных» (Мтф. 5, 45). И когда Божия Благодать льется
через человеческое сердце, светит и согревает, тогда невыносимый раздор в
человечестве начинает стихать, и ненависть опоминается, и зависть стыдится, и
посягание приходит в смущение. Ибо доброта несет людям благую весть о
воссоединении. Она есть дыхание утраченного блаженства. Ей дано, как солнцу,
растапливать льды и, как огню, плавить камни…
Все это
означает, что истинно доброе сердце живет в ткани Божьей и чует свою
сокровенную связь с остальным человечеством. Оно не отъединяется от этой ткани,
не посягает и не враждует. Оно вчувствуется в жизнь другого, в жизнь каждого,
отзывается и готово помогать. Такой человек смотрит в мир доброжелательно,
ласково, сострадательно. И самый взор его есть уже благодеяние для
ожесточенных; и слова его звучат, как призыв вернуться на родину. И каждое
существо, вступающее в поле его зрения, вызывает в нем луч благоволения,
зажигает в нем огонь Божьей доброты и дарит ему радость. Вот почему преподобный
Серафим Саровский говорил каждому человеку: «радость моя!»… И эти простые, но
таинственные слова из райских селений были сразу излиянием личного сердца и
евангельским зовом в Лоно Отца. Ибо человек человеку во Христе – не волк и не
враг, а свет и радость…
Доброта есть
целебный бальзам на раны мира, болеутоляющее лекарство для душевных разрывов и
духовных ран. Она живет мечтою и созерцанием в блаженном первобытии, в
предвечном Лоне всех вещей; она как бы пророчествует о грядущем воссоединении в
Боге и бережет в земной жизни священную ткань благоволения, мира и всеединства…
Какая же
культура возможна без доброты? Культура есть единый дух у многих душ; единая
общая ткань у особливых, разъединенных людей; и возникает она в творческом
общении одиноких созерцателей. Как же можно создать ее без доброты?..
|