Святые места и святыни
русского севера
От северного полярного круга до вятских земель,
вдоль Урала, раскинулась земля, куда в XIV веке явился избранник Божий,
святитель Стефан, проповедник Христова ученья, покровитель народа. Предание о
святителе Стефане говорит, что «Он, плывши вверх по реке, отправился к
языческим городкам, ревностно начал отклонять от суеверий, объясняя и
проповедуя слово Божие на природном языке. Святый Стефан епископ Пермский как
ревностный проповедник Христова учения был в то же время защитником и
покровителем зырян пред князьями и боярами московскими и щедрым раздаятелем
хлеба в голодные годы. Доброта и ревностные труды святителя покорили сердца
зырян и на месте языческих капищ была основана святителем Стефаном святая
обитель».
И сегодня, спустя века после проповеди святителя
Стефана, в тех местах, где звучал глагол Божий из уст его, стоят святые обители
и храмы с золотыми крестами. А в 1995 году была образована Сыктывкарская и
Воркутинская епархия Русской православной церкви. И это случилось, несмотря на
то, что земля Коми была сплошным огромным островом, огражденным колючей
проволокой, где в годы репрессий жили и умирали так называемые враги народа,
когда казались безумными мечты о том, что когда - нибудь в заполярном городе
Воркута будут стоять храмы Божии, а на кладбищах, где упокоились тысячи
страдальцев, вознесутся к небу православные кресты.
Знакомство с республикой Коми мы, пожалуй, начнем с
посещения Крестовоздвиженского женского монастыря в селе Кылтово. Но прежде
небольшая справка о столице Коми края.
История Сыктывкара берет начало в XVI веке. В
писцовых книгах 1586 года впервые упоминается «погост на усть Сысоле реке» с
близлежащими поселениями – деревней, слободкой и 12 починками. В это время
Усть-Сысольский погост был крохотным поселением с деревянной церковью св.
Георгия, близ которой стояли три дома причта и 6 крестьянских дворов.
Указом Екатерины II в 1780 году село было
преобразовано в город Усть-Сысольск, ставший центром уезда Великоустюжской
области Вологодского наместничества. В 1796 г. Усть-Сысольский уезд вошел в состав
Вологодского наместничества, преобразованного в губернию. В 1930 году город был
переименован в Сыктывкар, что переводится как «город на Сысоле».
«ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА»
Два столетия назад Человек Божий Василий, желая
угодить Богу постом и молитвой, поселился на берегу речушки Кылтовка и воздвиг
поклонный крест. То место назвали Крестовым Станом, и крест этот с тех пор
многим указывает дорогу к небу. После того, как Василий отошел ко Господу,
недалеко от его пустыни охотники нашли еще один крест, и отнесли в церковь села
Серегово. Но... крест исчез из церкви и оказался на прежнем месте в лесу. С тех
пор к этим крестам начались паломничества.
Через несколько десятков лет архангельский купец
первой гильдии Афанасий Булычев основал на этом месте женский монастырь в честь
Воздвижения Креста Господня. За благословением ездил в Петербург, к святому
праведному Иоанну Кронштадтскому. Булычев взялся за дело основательно – купил
две с половиной тысячи десятин земли и оформил на счет обители ценную бумагу на
17,5 тысяч рублей. Кроме того -по три тысячи ежегодно жертвовал купец на
содержание сестёр, да ещё обязался снабжать обитель солью, рыбой, и хлебом.
Раб Божий Афанасий, будучи купцом и владельцем
Сереговского солеваренного завода, не мог довольствоваться своим личным
благополучием, когда вокруг много нуждающихся. Он и раньше помогал обителям, а
земной путь свой закончил в Соловецком монастыре. Истинные христиане так
поступали во все времена. Порой, мы даже не знаем их имен. Во славу Божию
неизвестный благотворитель пожертвовал 15 тысяч рублей на содержание
монастырских священников. Огромные по тем временам деньги! И, неудивительно,
что выстроили обитель в рекордно короткие сроки.
Чудотворный крест стал главной святыней монастыря.
Он занял свое место в соборе, рядом с клиросом, и верующие шли издалека, чтобы
помолиться, получали и исцеления от болезней, разрешали сложные житейские
вопросы. На дары благодарных паломников, крест облачили в серебряную ризу и
украсили драгоценными камнями.
Паломники, странники, нищие, сироты находили в
обители приют, и хлеб насущный – глаголы Бога Живаго. До десяти тысяч человек в
год кушали за монастырским столом. Монахини брали на попечение детей-сирот,
которых в обители проживало почти столько же, сколько было самих сестер. В 1917
году игуменья Филарета открыла Духовное училище для девочек, которые желали
стать послушницами. Здесь находили покой старики. Инокини заботились обо всех.
Сестры умели всё – ткали, лепили горшки, делали
кирпичи, плели корзины, резали ложки. Писали иконы, ткали ковры из коровьей
шерсти, плели корзины из соломы, сумочки, вязали рубашки, рукавицы, чулки.
Работали иконописная, золотошвейная, красильная, портняжная, сапожная, ковровая
мастерские. Всё своё!
А ещё гнали скипидар и смолу, продукция кирпичного и
смолокуренного заводов была высшего качества. Вот вам рабочие места и прибыль.
От трудов рук своих сами кормились, о других заботились, да ещё и оставалось
изрядно. В 1916 году с монастырских полей было убрано 480 пудов ржи, 300 пудов
ячменя, 10 пудов овса, 25 пудов льна. В монастырском хозяйстве были 24 коровы,
3 быка, 7 телушек, 45 овец, 12 лошадей.
* * *
В 1918 году, когда народ отрёкся от помазанника
Божия, Царя Николая, когда Императорская чета и дети были расстреляны, потоки
крови залили Русь. Вместе с лучшими людьми Руси Святой на Голгофу, по примеру
Сына Божия взошли и сестры монастыря. Крестовоздвиженский монастырь закрыли в
1918 году. Чтобы сохранить обитель мать, игумения Ермогена нашла выход, удовлетворительный
для новой власти -официально оформила создание сельскохозяйственной общины.
Монастырское хозяйство считалось образцовым и приносило доход.
До 1923 года этот, так называемый «кооператив»
работал – занимался овощеводством, выращивал картошку. Всё бы ничего, но, как
отмечали советские работники – «В монастырских храмах идет служба, а они
по-прежнему ведут монашеский образ жизни!» Сёстры - монахини, как и прежде,
молились и трудились понимая, что эта власть Советов попущена Богом за
отступление русских людей от веры. В 1923-ем году власти спохватились –какое-то
безобразие творится! Существует рассадник религиозности! Было приказано общину
ликвидировать, а в монастырских зданиях разместить беспризорных детей.
…Монахини разъехались. Многие из них недалеко ушли -
поселились в соседних сёлах и по сути дела, составляли невидимую духовную
общину. Они держали обеты, данные при постриге и за свою верность Христу
претерпевали лишения. Постоянные укоры, насмешки окружающих, ведь многие
боялись исповедовать свою веру. Многие открыто, показательно отрекались от
Христа. В 1932 году арестовали 24 насельниц монастыря. Все они, разумеется,
были приговорены к различным срокам лишения свободы, некоторые приняли
мученический венец.
* * *
Монастырь закрыли, монахинь репрессировали, но вот
собор преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, представители
новой власти берегли. Храм гармонично вписался в гигантскую стройку ГУЛАГа. С
1929 по 1955 год здесь размещалась тюрьма. На огромных четырехъярусных нарах аж
до купола были сбиты в огромную кучу десятки «врагов народа». В числе прочих
узников в стенах монастыря, превращенного в тюрьму, томился митрополит Одесский
и Херсонский Анатолий Грисюк.
Из личного дела: Митрополит Одесский и Херсонский
Анатолий, 1880 года рождения, выпускник Киевской духовной академии. 21 января
1937 года Особым совещанием НКВД СССР «за контрреволюционную деятельность»
приговорён к пяти годам лишения свободы.
В памяти современников митрополит Анатолий остался
не только как учёный, богослов, но и патриот. В 1914 году, когда началась
первая мировая война, он, будучи ректором Казанской духовной академии, просил
пастырей и прихожан епархии помогать солдатским семьям и бедным. Каждый
священнослужитель считал своим долгом вносить ежемесячный взнос на оказание
помощи беженцам. В 1918 году, когда согласно Указу советского правительства
были закрыты все духовные учебные заведения, владыке Анатолию удалось сохранить
Казанскую Духовную академию и преподавательский состав. За это в 1921 его арестовали.
В Москве, в Бутырской тюрьме его жестоко избили, сломали челюсть и два ребра.
Через два года, в 1923-ем его отправили в ссылку на три года. А в 37-ом новый
приговор, последний – пять лет исправительно-трудовых лагерей за
контрреволюционную деятельность.
27 января 1937 года очередной этап. Митрополит
Одесский Анатолий из Москвы шёл в Коми край в распоряжение Ухтпечлага НКВД
СССР. Так владыка оказался в Княжпогостском районе Коми края, в селе Кылтово, в
лагере на территории монастыря. Через четыре месяца, в июне 37-го, митрополит
Анатолий заболел крупозным воспалением легких. Его признали инвалидом, но
вскоре вывели на общие работы. Престарелый, почти слепой митрополит уже не мог
выполнять норму.... Перед самой смертью, в больнице «Ухто-Печорского лагеря
НКВД СССР» к нему пришли, чтобы отнять Евангелие и нательный крест. Защищая
святыню, старец погиб. Это было 23 января 1938 года.
Владыка Анатолий лежит где-то здесь. Не осталось его
могилы, но Бог прославил своего угодника в числе других тысяч новомучеников и
исповедников российских.
* * *
В шестидесятые годы при генеральном секретаре
коммунистической партии Советского Союза Никите Хрущёве гонения на верующих
были не менее лютыми, чем при Сталине. В период с 1958 по 1964 было закрыто
10000 храмов, 60 монастырей, 5 семинарий. Снова, как и в 20-ые годы,
воинствующие безбожники устраивали костры из икон и церковных книг. Под страхом
тюрьмы запрещались паломничества к святым местам, поклонение святым мощам. За
хранение духовной литературы грозили сроками до 25 лет. Тысячи людей вновь
попадали в лагеря. Хрущев лично обещает народу показать по телевизору «последнего
священника». Однако, церковь была жива!
В это время, несмотря на гонения, по-прежнему
служила Богу игумения Ермогена. Она пережила репрессии тридцатых, пережила
войну, пережила и эти гонения. Рассказывает настоятельница Крестовоздвиженского
монастыря игумения Стефанида: «…Когда это всё кончилось, она доживала с 6
сестрами в деревне Половники. Жители ещё помнят о святости её жизни. К ней
приходили в трудных ситуациях, был такой случай, когда был большой затор, и уже
вода настолько выступила, что грозила затопить и снести посёлок. К ней пришли,
она уже слепая была. На крылечко вышла, сотворила молитву, в сторону реки
встала сотворила крестное знамение, и сразу такой гул был, и лёд ушёл. А однажды,
во время сильного пожара, когда огонь грозил сжечь всё село, игумения взяла
икону, обошла вокруг пожарища, сотворила молитву – пошёл дождь и пожар
прекратился».
Вообще, когда монастырь разграбили, а крест чудотворный
выбросили, никто не знал, где он находился. А в 1965 году за месяц до праведной
кончины матушки Ермогены, идёт охотник по лесу, видит – против течения по речке
плывет крест, он хотел взять его, а крест ему не даётся. Пришёл к матушке, она
говорит: «Это за мной прислали». Пошла вместе с ним, взяли крест, «Поставьте на
могилу, пусть стоит до времени».
Крест этот простоял на могилке матушки тридцать лет.
В 1995 году, когда началось возрождение обители, и чудотворный крест и
настоятельница Ермогена вернулись в монастырь. Крест занял своё место в соборе
преподобных Зосимы и Савватия, а мощи игумении покоятся на монастырском
кладбище.
* * *
В годы репрессий, когда здесь была тюрьма, и позже,
когда храм приспособили под клуб, когда казалось, что Советская власть будет
вечно, никто не мог и предположить, что под этими сводами опять зазвучит
славословие Отцу Небесному, и женщины в монашеских облачениях встанут на
молитвенный подвиг. Но это произошло. В 1995 году. В разграбленный, монастырь
пришла третья игумения – Стефанида, которая и организовала восстановление обители.
В монастырь возвращались святыни, которые хранили
все эти годы благочестивые люди. Накануне праздника Воздвижения креста
Господня, инокини обрели главную святыню. Тот самый чудотворный крест.
И опять идут и едут люди, чтобы приложиться ко
Кресту, чтобы попросить у Бога, рассказать Ему, Милосердному, о своих нуждах. И
вновь происходят и чудеса и исцеления. Был случай, когда ребенку хотели
ампутировать ножки, и мама слезно просила помощи: «Исцели её, Господи, и мы
пешком придем к Тебе в монастырь». В следующий раз они действительно прибыли в
монастырь пешим ходом, на своих ногах. Был случай, когда прибыла семейная чета
с великим горем – ослеп глава семейства. Вскоре, после горячей молитвы, зрение
восстановилось.
Духовная крепость возрождалась трудами тех, кто
пришёл на смену сестрам-подвижницам, которые подвизались здесь под началом
настоятельниц Филареты и Ермогены. Это несколько монахинь принявших иноческие
обеты быть верными Христу до смерти. В этих стенах уютно чувствуют себя не
только монахини, но и братья наши меньшие –котики и кошки. Их здесь, пожалуй,
десятка два. Они – постоянные обитатели монастыря, самые преданные помощники, с
благодарностью вкушают монастырскую пищу, и создают здесь особую уютную
атмосферу. Хорошо живётся и двум коровкам, и они с удовольствием дают
сестрам-монахиням своё молочко. Это молоко пьют и местные жители. Ведь коровы
теперь редкость в крестьянских хозяйствах.
Сколько прошло через монастырь за эти годы тех, кому
нужна была помощь? Здесь находили приют бездомные и сироты, получали облегчение
от мук те, кто не мыслил жизни без алкоголя и наркотиков. Здесь получали помощь
те, кто оказался на распутье, те, кто не знал куда идти после освобождения из
мест лишения свободы.
* * *
С того времени, когда Иисус, Агнец Божий, вземлющий
грехи мира, предал себя в руки людей, и был распят на кресте, каждый христианин
смиренно несёт «свой крест», целиком полагаясь на волю Божию. В бою, в труде, в
молитве мы полагаемся на Бога, стараясь исполнить Его волю. Волю Нашего, Отца
Небеснаго. Эти хрупкие женщины в иноческих одеждах несут ежедневный
многочасовой молитвенный подвиг и подвиг служения своим ближним – нам с Вами.
Ведь они, как и все христиане, дали обеты – быть верными.
|