АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Острова милосердия, или путь Любви
Острова милосердия, или путь Любви


…Важно детей беспризорных как-то найти, обогреть. Важно их наставить на путь Истины. И вот это наставление, оно происходит неспешно, даже не через воспитателей. Оно происходит через путь Любви.
Из интервью архиепископа Белгородского и Старооскольского ИОАННА в день открытия приюта для мальчиков в с. Горки Красненского района Белгородской области.

 

            Путь Любви… Начатый еще Христом Спасителем по дорогам Святой Земли, он продолжается и по сей день Его последователями, их усилиями прокладывается по всему миру в человеческих сердцах. Примером милосердного самарянина и вдовы, отдавшей последнюю лепту, в каждом столетии появляются люди, сердобольно отзывающиеся на нужды и страдания ближних и далеких, тем свидетельствуя о Боге, давшем миру Любовь.

            3_sm.jpgНачиная свою жизнь, каждый человек еще от утробы матери решает проблемы страдания, боли, нехватки жизненно важного. Младенец еще до рождения понимает в общении с мамой, что только взаимопомощь, взаимная поддержка друг друга могут облегчить сначала боль и неудобства, а во взрослой жизни и выполнение задач. Это вложено в душу и разум Творцом, и только этим продолжается жизнь на Земле. Первыми учителями в делах милосердия становятся родители, на собственном опыте проверившие и убедившиеся в их благодатности и пользе для души. Позже окружающие своим примером и трудами наставляют и подкрепляют в этом подрастающего человека, а в многодетной семье уже с ранних лет старшие дети сами начинают помогать своим братьям и сестрам. Постепенно взрослея, человек продолжает эстафету передачи навыков Любви Христовой новым поколениям.

В истории сохранилось множество имен людей, которые всю свою жизнью отдали на выполнение заповедей Христа. Первая и самая главная из них - Возлюби Господа Бога твоего - научает нас следовать Его заветам и иметь примером Его Любовь. Вторая же - Возлюби ближнего твоего, как самого себя - показывает, к чему применять то, что Господь вложил в человека при сотворении его Духом Своим Святым. Первые христиане, исповедуя Христа гонителям, исповедовали Любовь и, любя своих мучителей, обличали в них грех для их духовной пользы, оказывали им милость физическую при первой же возможности.  Подвижники–монахи в любом месте принимали странников, делили последний хлеб, глоток воды с путником и нуждающимся. В семьях разных сословий всегда поддерживалась традиция странноприимства, а в случае несчастья, потери родителей детьми или крова, принимали к себе сирот или бездомных. Помогая им встать на ноги, окрепнуть, набраться сил, странноприимцы и в своей душе получали укрепление духовное, возможность быть ближе к Богу и Дух Божий все больше укоренялся в их сердцах, приводя к святости и спасению.

Жития святых дают возможность совершенствоваться в христианских доброте и милосердии на примере людей, жизнь свою отдавших Источнику Любви и Милости. Бессребреники Косьма и Дамиан, преподобные Петр и Феврония, святитель Николай Чудотворец, преподобномученица Елизавета Федоровна Романова и весь сонм православных святых свидетельствуют о пути Любви. Особым же почитанием в России за дела милосердной любви и помощь в семейной жизни, пользуется святая блаженная Ксения Петербургская. Положившая всю жизнь свою на дело спасения почившего мужа, под его именем делавшая дела милосердия, она обрела особую благодать у Бога и сподобилась дара прозорливости, который тоже отдала на служение ближним. Приняв на себя подвиг юродства, чтобы не быть прославляемой при жизни, Блаженная Ксения ходила по городу и помогала нуждающимся, чем могла. По преставлении блаженной старицы люди стали приходить к месту погребения и по ее молитвам получали помощь от Бога. Создаваемые приюты и богадельни, еще до официального прославления подвижницы, стали называть ее именем. Эта благочестивая традиция возродилась в наши дни, и Россия стала наполняться своеобразными островками милосердия. Они, хоть и разделенные расстоянием, продолжают общее духовное делание на пути Любви.

4_sm.jpgМножество приютов, больниц и храмов по всей России освящены в честь святой Ксении Петербургской. В Санкт-Петербурге, недалеко от Смоленского Православного кладбища, где она похоронена, еще в начале XX века был открыт «Дом Трудолюбия в память рабы Божией Ксении». Сегодня около Александро-Невской Лавры работает больница имени святой Ксении Петербургской, а в далеком селе Горки Красненского района Белгородской области силами местного священника Михаила Патолы и матушки его Оксаны (Ксении) создан приют для мальчиков и богадельня для престарелых жителей села и окружающих мест.

Большие усилия пришлось приложить отцу Михаилу для восстановления храма, и уж только потом пришла идея заботы о немощных стариках, которые остаются в одиночестве, без помощи и ухода. Впоследствии, когда местный колхоз оказался на грани исчезновения, батюшка, по благословению местного архиерея, стал его руководителем. Как признается сам отец Михаил, у него «единственная цель, чтобы немножко в этом селе теплилась жизнь. …И чтобы этот социальный приют мог нормально функционировать, работать. А он сможет работать только тогда, когда рядом есть хозяйство, которое его будет подпитывать материально».

Люди в селе по-разному восприняли начинание батюшки, который приехал из другой епархии для восстановления храма. Многие с радостью взялись помогать, а кто-то равнодушно наблюдал за происходящим со стороны. Ведь привычки периода забвения Бога глубоко укоренились в людях, порождая отсутствие смысла человеческой жизни и тем давая возможность развития пороков, типичных для такого существования. Любовь к псевдоудовольствиям, таким, как пьянство, стремление к праздному отдыху и желание жить в полсилы, приводят к разложению человеческой души. Уроки трудолюбивых крестьян начала ХХ века были забыты еще несколько поколений назад, и нормой жизни стала работа для себя и личного удобства. Финансовое бремя современности, почти не ощущающееся в больших городах, но ежеминутно требующее решения на селе, стало непосильным препятствием для руководителей сельских хозяйств. Жизнь в долг и миллионные кредиты, зависимость от погодных условий и урожайности под угрозой банкротства заставляют день и ночь работать на земле, а отсутствие достаточного количества крепких рабочих рук и техники многих приводит в уныние. Поэтому присматривались сельчане к трудам по восстановлению храма с осторожностью, помогая понемногу. Но когда отец Михаил, с детства воспитывавшийся на земле, знавший цену каждой минуте и с любовью относящийся к труду, взял на себя ответственность за колхоз и начал строительство приюта, храм стал в селе центром всей жизни.

1_sm.jpgРабочий день отца Михаила не нормированный. В праздники и воскресные дни – утренние и вечерние богослужения, а в остальное время, когда нет нуждающихся в требах, сменив облачение на обычную одежду сельского руководителя, «мотается» батюшка по окрестностям и в город, чтобы решать проблемы вверенного ему Богом и людьми хозяйства. Остальное время – это день, когда ждут его обычные ежедневные рабочие вопросы, переговоры с подрядчиками, кредиторами и банкирами о насущном. И ночь, когда надо срочно ремонтировать сломавшийся в поле в разгар страды старенький комбайн, на месте смотря, какие действия следует предпринять, и  думать о том, что будет есть «застрявший» там рабочий. Да и проблем в современной деревне прибавилось. Уезжающая в город молодежь не спешит возвращаться на свою родину после учебы, вкусив спокойный ритм и уют городской «цивилизованной» жизни. Ведь «на земле» не посидишь вечерком допоздна у телевизора и в выходные не отоспишься до полудня после гостей. Подъем с петухами, коровы, посевная и страда, подготовка к сезонным работам и грязь непролазная на не асфальтированных полевых дорогах. А кто поленивее или немощные, те находят время и для «зеленого змия», подводя товарищей и срывая сроки выполнения работ. Нелегкая жизнь, да и отец Михаил говорит о ней: «Это тяжелый, каторжный труд» потому, что знает его с детства и понимает всю ответственность за будущее урожая и жизнь односельчан.

Идея создания «Дом милосердия» возникла у  отца Михаила и матушки Ксении сразу же по приезде в село. После строительства первого корпуса основную заботу по содержанию приюта взяла на себя матушка Ксения, решая организационные и хозяйственные вопросы. Построив приют для стариков, семья начала заниматься созданием приюта для мальчиков-сирот и ребят из неблагополучных семей. Разные судьбы, разные пути, но всех их объединяет одна беда - отсутствие тепла и заботы окружающих людей, подчас самых близких. А в приюте дети находят любовь, внимание и понимание, получают навыки не только в изучаемых школьных предметах, но и в работе сельскохозяйственной, помогая по силам в хозяйстве, на кроличьей ферме и в огороде.

Большие планы у отца Михаила по расширению "Дома милосердия" «У нас большая проблема может возникнуть с невестами, - говорит батюшка, -  и мы еще планируем приют для девочек. Пусть может хоть пять семей, да образуется…» Планирует он и сохранить дома, оставшиеся от одиноких бабушек после их отшествия ко Господу. Тогда мальчики, став взрослыми и создав свои семьи, могли иметь собственное жилье, хозяйство, работая на полях или в приюте и продолжая путь Любви, пример которому - семья отца Михаила и его матушки Ксении. «Кого-то надо пожалеть, с кем-то надо погоревать о жизни, кого-то надо просто понять, выслушать. - говорит матушка Оксана (Ксения) Патола, - И в семье тоже так же, просто надо понять ту боль, которая есть на душе, на сердце у ближнего человека. И легко будет справляться с обязанностями, помогать… Человек может что-то сделать. Господь дает ему тропинку, направляет, он должен только правильно понять и себя реализовать в этом деле.»

Но не все гладко бывает в жизни милосердных людей. В 2009 году в результате сильной засухи в хозяйстве отца Михаила пропал почти весь урожай. Огромные кредиты, взятые под него, и состояние финансов в мире создают угрозу банкротства, а вслед за хозяйством может остаться без средств к существованию и "Дом милосердия". Настали времена, когда уже милосердие, любовь, молитва и помощь физическая требуется идущим по пути Любви. Блаженная матушка наша Ксения, моли господа о рабах Божиих протоиерее Михаиле, матушке его Ксении, насельниках и трудящихся приюта в селе Горки!

Адрес «Дома милосердия»: 309882, Белгородская область, Красненский район, село Горки

2_sm.jpg