АНО СЕМЬЯ РОССИИ
Слово профессионалу
Современные угрозы институту семьи
Современные угрозы институту семьи

 

Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса, индивидуализма и либерализма, получила своё законченное выражение в идеологии постмодернизма.

1_sm.jpgПостмодернизм – явления в культуре и общественной жизни современных европейских и англосаксонских стран. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой депрессии, экзистенциального вакуума, эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования. Постмодернизм явился результатом отрицания: а) духовного достоинства человека; б) высокой осмысленности его существования; в) нравственных норм и ценностей.

Аксиологический (эмоционально-оценочный) плюс культурно-нравственных ценностей поменялся на минус. Негативные личностные качества человека: агрессивность, жестокая расчетливость, соблазнительная похотливость, мошенничество, преступная дерзость, – культивируются как достойные уважения, как способные приносить успех в жизни. Напыщенная суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство стали стилем современного постмодернизма. Опасность заключается в том, что молодые люди, стремясь подражать такому образу голливудских героев и героин, чаще всего либо погибают физически, либо заболевают душевно, либо попадают в тюрьму. Пропаганда порока как социальной нормы, ориентация на асоциальный и антисоциальный образ жизни как наилучшего в жизненных устремлениях молодёжи – всё это делает создание и сохранение благополучных семей очень затруднительным или даже невозможным.

 

Классификация социально-психологических факторов, угрожающих институту семьи.

Апостасия – отход от Божественных Законов бытия. Человек, отвергающий христианские Заповеди жизни, имеет точкой отсчета лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг знакового культа, глупые капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений защищается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими натурными взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.

Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие демонические учения. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей (мужем/женой, соперниками/соперницами) при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях (по разным причинам) может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишатся свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.

2_sm.jpgГламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодежи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативно-информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяется наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных авто, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной тусовке. Человек измеряется вещами и сам становится вещью. (Мужчина покупает благосклонность «объекта» своего внимания; женщина продаёт свою сексуальность «богатенькому буратино»). Развлечения, азартность, безумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушенных людей тем, что на самом деле не имеет и не может дать счастье. За вычурной эстетизацией внешних форм скрывается пошлость низменных влечений; под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми», – всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоких личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.

Кумирство – это ментальная подмена, искажённая форма идентификаций в современной субкультуры, паразитирующая на потребности подростков жертвенного служения высоким идеалам и ценностям. Указывая на звёзд шоу-бизнеса как на идеал для подражания, либеральная идеология формирует установку на чрезмерное восхищение их личностными особенностями: внешностью, модной «крутизне» в одежде, финансовой состоятельности, даже пороками. Карьера в шоу-бизнесе очень часть сопровождается полным попранием всех моральных норм и ценностей. Подражания своим кумирам в поведении, молодые люди будут: с лёгкостью преодолевать в себе психосохранный механизм стыда, забывать о своей совести, не брать никаких нравственных обязательств в отношениях с близкими людьми. Формируется навык безответственного поведения. А семья можно существовать только при взаимной ответственности супругов друг перед другом, детьми и своими родителями. Так возникает противоречие между жаждой «полной» свободы и семейным долгом.

Алкоголизация, наркотизация, сексуализация подростков и юношества. Пропаганда в молодёжной среде опьянено-развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные наркотики. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно и необходимо создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодна, у 21 % мужчин от 20 до 30 лет – импотенция.

Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинистского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, «вынужденного выживать среди себе подобных», привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.

Гендерные революции – отрицание прирообусловленных норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью, как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств. Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде, а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедо­вавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.

Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические TV-передачи и либеральные СМИ. «Творческие деятели» постмодерна на основе того, что уже создано в литературе и искусстве: размышляя, – извращают; синтезируя, – унижают; конструируя, – разрушают; слушая, – иронизируют, рассказывая, – кощунствуют. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой (либоре), современным способом самовыражения.

 

Социально-психологические условия построения и

существования семьи

 в обществе

 

Интерпретации социально-психологических условий сохранения семьи в духе постмодернизма

Сохранение традиционных христианских ценностей

Тоталитаризм,

 

Ответственность, чувство долга

Глупость

Верность

 

Ограничение удовольствий

Взаимные обязательства

Ограничение свободы

 

Иерархия, порядок

 

Параноидальность

 

 

Рождение детей

 

Опасность потери сексуальности (для женщины); ненужная обуза (для мужчины)

Труд по жизнеобеспечению

Удел ничтожных людей

Семья

Анахронизм

 

Идеалом постмодернизма является хаос (хаосмос) первоначальное состояние неупорядоченности, состояние «нескованных возможностей». Легкомысленность, безответственность и карнавализация сознания стали характерным содержанием жизни молодых поколений.

Во всем этом ярко выступает одна черта, никогда прежде не заявлявшая о себе с такой силой: неудержимая тяга современного человека ко всякому необычному, экстремальному опыту. Она же видна и в другом характерном явлении современности – в постоянном росте популярности и разнообразия практик трансгрессии, в которых человек преступает тот или иной запрет, норму, закон. Сюда входят самые различные вещи – открытые нарушения норм морали, акты религиозной профанации и кощунства, садомазохистские извращения, насилия и кражи, делаемые ради острых ощущений, – вплоть до актов суицида и терроризма. Создание семьи при этом становится фактически невозможным.

 

Общественные явления, разрушающие семью

Интерпретации их в стиле постмодерна

Уход от реальных забот

Освобождение от унизительного быта

Фэнтази, мистификация

Истинное мировосприятие

Оккультизм

Знания посвященных

Влечение к азартным играм, экстремальным занятиям

Состояние «нескованных возможностей»

Сексуальная распущенность

 Культ, право на субъективный опыт

Леность

Шарм

Безделье

Творческая депрессия

Аборты

Завоевание феминизма

Драки, ссоры, оскорбления

Искренность выражения чувств

 

Человечество оказалось перед лицом неконтролируемости собственных деструктивных инстинктов. Отсутствие мировоззренческих ориентиров, значимых авторитетов, осознанных нравственных целей и духовных перспектив, привело общество к угрозе разрушения института семьи. На месте провозглашённой 200 лет тому назад «бесконечной лестницы прогресса» оказался цивилизационный тупик. Предвидеть, как сложится судьба отдельного человека – невозможно, но видеть как может развиваться или разрушаться то или иной общество – необходимо. Социальная целостность основана не только на территориальном единстве, но, главным образом, на единстве базовых ценностей. Общность смыслового пространства народа включает единые жизненные целеполагания. Отрицание традиций, безнравственный индивидуализм ведёт к нездоровой конкуренции и конфронтации. Это наблюдается не только в социуме, но даже в кругу близких людей, что и является первопричиной разрушения нравственных устоев семьи и общества.

Глава из учебного пособия «Культура семьи»